Взаимосвязанный график движения покупателя и товара
Назначение любого магазина — продажа максимального количества товаров. Попав в магазин, покупатель свободно передвигается по залу, отбирает необходимый товар. Однако как для удобства покупателя, так и для лучшего показа товара покупательские потоки должны по возможности организовываться. Это достигается соответствующей планировкой, размещением рекламы, продуманной выкладкой наиболее ходовых товаров, созданием акцентов при расстановке оборудования.
Наиболее простой график движения в магазинах, встроенных в первые этажи жилых домов. Торговые залы в этих магазинах небольшой глубины. Их длина во много раз превышает ширину. Движение покупателя диктуется формой зала и не требует дополнительной координации.
Очень удобны залы, длина которых в 3—4 раза превышает ширину. Такие залы хорошо просматриваются, что способствует лучшему восприятию интерьера и рациональной организации торговли.
В последние годы в проектах встроенных магазинов архитекторы стремятся увеличить ширину зала. Это достигается двумя методами: устройством торговых залов на всю ширину корпуса - к сожалению, в этом случае коммуникации вышележащих этажей дробят зал на отдельные боксы, или частичным выно¬сом их за габариты жилого дома. Второй метод дает значительно лучший эффект, так как пристроенный зал не связан конструкциями здания, что позволяет проектировать его с минимальным количеством опор. Кроме того, как показала проектная практика, он перспективен и для конструкции существующих магазинов. Увеличение ширины торгового зала дает возможность произвести четкое зонирование, организовать потоки покупателей и уменьшить площадь транзитных проходов. В современном торговом зале можно выделить шесть основных зон, имеющих различное функциональное назначение. В зависимости от формы и организации торговли некоторые зоны могут отсутствовать или совмещаться.
Рассмотрим принцип организации каждой зоны
Входная зона
В зависимости от размеров и пропорций торгового зала магазин может иметь один или несколько входов, причем в проектной практике последних лет наблюдается тенденция к уменьшению количества входов, особенно в проектах реконструкции действующих магазинов средних размеров, где оставляют лишь один вход, часто совмещенный с выходом. В таких случаях входная зона объединяется с зоной узлов расчета, что экономит площадь и улучшает технологию торговли.
Практика показывает, что входные зоны в залах с вытянутыми пропорциями рационально размещать у торцов, чтобы максимально сократить пересечение потоков покупателей и их транзитный путь. Устраивать входы в центре таких магазинов не рекомендуется.
Зона транзитных проходов
Как правило, оборудование в магазинах размещается отдельными комплектами в зависимости от конфигурации помещения и количества товарных групп. Для прохода от одной товарной группы к другой необходимо иметь транзитные проходы. Они используются для эвакуации покупателей или в качестве транзитного пути. В малых залах с простым ассортиментом товаров транзитных проходов может не быть. В больших залах необходимо стремиться к четкому выделению зоны с тем, чтобы она была по возможности ограничена до размеров, необходимых для нормального функционирования зала.
Зона транзитных проходов должна быть насыщена информацией, чтобы покупатель мог легко ориентироваться и кратчайшим путем попасть к месту продажи нужного ему товара.
В многоэтажных магазинах транзитные проходы должны соединять входную зону с лестницами или эскалаторами, а в длинных залах с продольным расположением оборудования — пересекать линии оборудования для выхода покупателя из рабочей зоны.
Зона рекламного показа товаров
В современных магазинах покупателю предоставлена большая самостоятельность, поэтому рекламирование товара приобретает важное значение. Витрина начинает выполнять некоторые функции продавца: показ товара, информацию о его свойствах и качестве.
Витрины или установки для рекламного показа товара могут находиться в одной зоне, концентрироваться в нескольких местах или равномерно размещаться в отделах, знакомя покупателя с ассортиментом всего магазина или его частей.
Рекламные витрины могут быть как застекленными, так и открытыми.
Выкладка товара в демонстрационных витринах, как правила имеет декоративный характер, привлекающий внимание покупателя. При помощи этих витрин можно организовать график движения покупателя. Для этого витрины размещают таким образом, чтобы перед покупателем по мере движения последовательно открывались новые элементы декоративного показа. Такое размещение помогает регулировать покупательские потоки.
Особо следует сказать об оконной витрине, связывающей интерьер магазина с внешней средой. Оконная витрина - это лицо магазина. Она первая информирует покупателя о наличии товаров имеющихся в магазине. К декоративному оформлению оконных витрин предъявляются повышенные требования. В них, как правило, должны присутствовать элементы графики и изобразительного искусства. В отдельных случаях декоративно-рекламные витрины являются основным композиционным элементом интерьера.
Зона торгового оборудования для открытой выкладки товаров
При современных формах торговли основной рабочей зоной торгового зала является зона оборудования для открытой выкладки товаров. Эта зона, в свою очередь, состоит из установочной площади, т. е. площади пола, занятой оборудованием, и из рабочих проходов. Необходимо иметь в виду еще один показатель — площадь выкладки, т. е. сумму площадей (как горизонтальных, так и вертикальных), несущих товары. Установочная площадь зоны для открытой выкладки товаров должна составлять от 20 до 25% общей площади торгового зала. Для характеристики использования зала наиболее важным показателем является именно установочная площадь, поэтому усилия проектировщиков должны быть направлены на ее увеличение. Однако этого следует достигать не за счет уменьшения рабочих проходов, а путем рациональной планировки и правильного распределения покупательских потоков. Рабочие проходы должны обеспечивать беспрепятственный доступ покупателя к товару, давать ему возможность быстро передвигаться и, не теряя времени, покидать рабочую зону. Кроме того, в необходимых случаях они должны позволять беспрепятственно подвозить товары к оборудованию даже при наличии покупателей. В зависимости от интенсивности загрузки магазина и организации торговли применяются проходы различной ширины. Очень часто конструктивные элементы не позволяют проектанту выдержать соответствующие размеры проходов. В этих случаях следует особенно четко организовать график движения покупателя, ликвидировать встречные потоки, применять особо емкое оборудование и пополнять запасы товаров только в нерабочее время. Увеличение емкости оборудования позволяет сократить площадь подсобных помещений, уменьшить ширину рабочих проходов и периодичность подачи товаров в рабочую зону. Потоки покупателей направляются линиями оборудования. Расстановка оборудования зависит от формы, габаритов и пропорций торгового зала. Как известно, торговое оборудование может размещаться по периметру зала или занимать островное положение. Специальные исследования показали, что оборудование, установленное по периметру зала, полностью обходят 90% покупателей, а островное — лишь 35%. Отсюда следует, что при планировке торгового зала необходимо максимально использовать периметр стен для установки оборудования для выкладки товаров. При этом по периметру следует устанавливать оборудование, которое обладает наибольшей площадью выкладки и позволяет разместить максимальное количество товаров на единицу установочной площади. Наиболее рациональная расстановка оборудования — прямые ряды. Это позволяет четко организовать покупательские потоки и увеличить интенсивность движения. В то же время очень длинные прямые ряды оборудования создают монотонность и однообразие, затрудняют ориентировку покупателей, ухудшают технологические качества интерьера. Поэтому можно рекомендовать расстановку оборудования группами, каждая из которых имеет свою композицию, отражающую специфику предлагаемых товаров.
Зона прилавков обслуживания
В магазинах, где товары продаются при помощи продавца, зона прилавков обслуживания является основной рабочей зоной. Однако и в магазинах самообслуживания некоторые товары также продаются с использованием оборудования, обслуживаемого продавцами. Как правило, это оборудование состоит из пристенных шкафов или стеллажей для выкладки и хранения товаров и прилавков для работы продавца. Оно отличается от рассмотренного выше большей стационарностью выкладки товара, позволяет делать декоративную выкладку, вводить элементы рекламы. Поэтому прилавки обслуживания целесообразно размещать на хорошо обозримом участке зала, на замыкании потоков покупателей, в местах, где требуется разбить монотонность линейной расстановки оборудования.
Зона узлов расчета
Процесс продажи в значительной степени зависит от организации расчетных операций. Для каждой товарной группы необходимо подбирать оптимальную систему расчетов. В магазинах самообслуживания, торгующих товарами повседневного спроса (в основном продовольственными), как правило, применяется расчет через централизованные узлы расчета. При продаже промышленных товаров в зависимости от ассортимента выбирается форма расчета с покупателями: централизованная или децентрализованная. При децентрализованной системе расчета продавец производит регистрацию товара, расчет с покупателями, упаковку и выдачу. В крупных промтоварных магазинах с линейной планировкой оборудования эта система расчета является наиболее удобной, и ее следует рекомендовать для внедрения.
В продовольственных и небольших промтоварных магазинах самообслуживания следует производить расчет через централизованные кассы, сконцентрированные у выхода из магазина. Промежуточным звеном в системе расчетных операций является расчет при боксовой планировке, сочетающим в себе обе формы расчета. В этом случае кассы рассредоточены по товарным группам, как и при децентрализованной системе.
При централизованном расчете рабочие процессы принципиально отделены один от другого. Кассир регистрирует товары, принимает деньги и выдает чеки; продавец консультирует покупателя, следит, чтобы оборудование было заполнено товаром, производит выкладку товара и наблюдает за его сохранностью.
Организация централизованного узла расчета имеет определяющее значение для графика движения покупателя, а следовательно, и для всей планировки зала, поэтому при выборе форм расчета надо учитывать многие факторы. Так, несмотря на неудобство обратного перемещения пустых корзин от выхода к входу в магазине самообслуживания, в длинных залах продовольственных магазинов целесообразнее разделить вход и выход, чтобы потоки покупателей двигались в одну сторону; в длинных залах промтоварных магазинов предпочтение следует отдавать боксовой системе расстановки оборудования.
Контролеры-кассиры должны сидеть лицом к выходящим покупателям и обозревать по возможности большую часть зала. Покупатели должны проходить со стороны левой руки кассира. Разделять функции кассира и контролера не рекомендуется. Практика показала, что наличие двух работников на одном узле приводит к ослаблению контроля, замедлению движения покупателей и неоправданному увеличению штата.
В зоне узла расчета после кассовых кабин должны размещаться упаковочные столы для покупателей и оборудование для штабелирования корзин (тележек). Кассы, совмещенные с упаковочными столами, не следует применять, так как они не оправдали себя. Четкое выделение каждой функциональной зоны, ее целесообразная организация в зависимости от принятой формы торговли - первое необходимое условие для правильного решения интерьера.
Информация и реклама в торговом зале.< Предыдущая |
---|